Rambler's Top100

 

TV- out

Все о TV- out, стандарты и интерфейсы.

    Вступление

Устройства для вывода изображения с компьютера на телевизор появились достаточно давно. Они широко использовалось в персональных компьютерах начала 90 годов. Многие читатели ещё помнят такие названия как ZX Spectrum, Commondore 64, и многие другие. Однако, вскоре такие устройства остались практически не востребованными. Компьютерные мониторы и видеосистемы сильно обогнали лучшие телевизоры по разрешающей способности. Поэтому, работать с компьютером, выводя изображение на телевизор, стало практически невозможно. Конечно, остались специализированные устройства, которые могли выводить изображение на телевизор для выполнения своих специфических функций, но их число и их рынок на фоне общего количества компьютерной техники, оставалось исчезающе малым. Ситуация начала меняться, когда мощность компьютеров стала достаточной для того, чтобы показывать видео в реальном времени. Для показа видео недостаток телевизора, в виде малой разрешающей способности, перестал иметь решающее значение. Напротив, этот недостаток превратился в преимущество, потому что, благодаря размыванию отдельных точек, скрываются недостатки изображения, которые часто встречаются на сжатом цифровом материала (ведь, несмотря на все усилия разработчиков, до идеального формата сжатия, который полностью сохраняет качество исходного материала и обладает приличной степенью сжатия, ещё - ой как далеко). Кроме этого, к несомненным преимуществам телевизора над мониторам при просмотре фильмов относится то, что телевизор, как правило, больше размером, да и стоит более удобно. Где есть спрос, там появляется и предложение, поэтому сейчас каждый производитель видеокарт имеет в своём ассортименте модели видеокарт с телевизионным выходом, а иногда ещё и со входом. Но, как оказывается, не всегда достаточно просто купить такую видеокарту, сопряжение её с телевизором может оказаться проблемой, из за того, что на видеокарте для выхода используются одни виды разъёмов, а на телевизоре для входа совсем другие. А бывают ситуации, когда на видеокарте, которая полностью устраевает своего хозяина, вообще нет видеовыхода, или имеющийся не устраивает своим качеством. Что же делать в этих случаях, неужели нет никакого другого выхода, кроме как приобретение нового телевизора или видеокарты? К счастью, это совсем не обязательно, всё можно решить с гораздо меньшими затратами. Но, начнём всё по порядку. Этой статьёй я открываю небольшой цикл, посвящённый проблемам совместного сосуществования, телевизора и компьютера. И начать стоит, по моему глубокому убеждению, с рассмотрению того - что за сигналы, и каких форматов используются в телевизоре. И только после этого можно переходить к конкретным кабелям, помехам, и прочим проблемам, с которыми вы можете столкнуться.

    Телевизионные сигналы и стандарты

Не стоит ожидать, что в одной короткой статье я дам полное и исчерпывающее описание всего того многообразия, которое составляют телевизионные стандарты, и связанные с этим технологии. Поэтому, да простят меня суровые профессионалы, если они не увидят здесь того, без чего, по их мнению, невозможен разговор про телевизионные технологии. Я не ставил своей целью написать учебник, я хочу просто познакомить читателей с тем, что же это такое "телевизионный сигнал" в самых общих чертах. Приступим. Обычно, телевизионный сигнал является композитным, то есть составным. В него входят три составляющих, сигнал яркости – Y, и два цветоразрастных сигнала называемыми U и V. Прежде чем продолжать, необходимо сделать небольшое отступление, об особенностях человеческого зрения. Большинству читателей, безусловно известно, что любые цвета, которые видит человек, могут быть получены комбинацией трёх цветов, красного (RED), зелёного (GREEN) и синего (BLUE), которые называются опорными. Поэтому, именно эти три цвета (RGB) и используются для формирования цвета в электронной технике. Вооружённые этим знанием, рассмотрим составные телевизионного сигнала поподробнее.

Сигнал яркости, Y. Указывает яркость точки, от чёрной до белой. То есть, он полностью формирует чёрно-белое изображение, и только его воспринимают чёрно белые приёмники.

Цветоразрастные сигналы, U и V. В сочетании с Y сигналом, они позволяют восстановить исходные RGB цвета. Делается это достаточно просто

Y сигнал формируется из RGB сигнала по следующей формуле:

Y = 0.299R + 0.587G + 0.114B

U и V сигналы формируются так:

U = R - Y, а V = B – Y

При приёме сигнала происходит обратный процесс:

Красный сигнал восстанавливается так:

R = Y + U,

Синий так:

B = Y + V,

И зелёный так:

G = Y - 0.509U - 0.194V

Примечание: цветоразнастные сигналы получили своё название потому, что их можно получить и простым вычитанием яркости из цвета, R-Y для U и B-Y для V

Есть две основные причины, почему были придуманы эти сложности. Во первых, такая схема сохраняет совместимость со старыми чёрно-белыми приёмниками (что было одной из задач, когда разрабатывались принципы по которым работает цветное телевидение). Они просто отображают яркостный сигнал, и выкидывают все остальные. Во вторых, так можно сэкономить пропускную полосу сигнала. Дело в том, что из за особенностей человеческого зрения, изменения цвета не так заметны, как изменения яркости, что даёт возможность передавать U и V сигналы в половинном, по сравнению с Y сигналом, разрешении без сколько-нибудь заметных потерь в качестве. Кроме YUV, в телевизионный сигнал входят так называемые синхроимпульсы, которые сообщают о том что одна строка закончилась, и началась следующая, когда закончился один кадр, и начался другой. Эти особенности видеосигнала обуславливаются тем, как формируется изображение на телевизоре.

    Цветность

Как уже говорилось, человеческий глаз менее чувствителен к изменению цвета, чем к изменению яркости. Поэтому, в большинстве телевизионных сигналов цвет передаётся в меньшем разрешении, чем сам сигнал. Внутри компьютера эти сигналы представлены в цифровом виде, и эти особенности аналоговых сигналов вылились в несколько возможных форматов цвета. Формат цвета у цифрового сигнала обозначается набором из трёх цифр, например 4.2.2, или 4.2.0. Эти странные цифры часто ставят в тупик новичков, и о том, что они означают, многие имеют самое общее представление. Несмотря на то, что некоторые знают (или читали где-нибудь), что они показывают насколько меньшее разрешение имеет сигнал цветности, как именно это происходит, часто остаётся непонятым. На самом деле, всё достаточно просто. С тем, что обозначают цифры, можно ознакомиться на схеме:

Светлыми треугольниками обозначены точки, на которых происходит изменение яркостного сигнала, что всегда происходит в полном разрешении, а чёрными треугольниками точки, на которых меняется сигнал цветности, для которого возможны варианты. Как видно из схемы, первая цифра относится к яркостному сигналу, и именно поэтому она 4 практически во всех реально используемых форматах, ведь обычно, как уже говорилось, яркостный сигнал передаётся в полном разрешении. Каждая следующая цифра отвечает за две строчки, 1 и 3, или 2 и 4. А значение этой цифры определяет, сколько точек в каждой из линии меняют своё значение. 4 означает, что меняются по 4 точки в каждой из линий; 2 означает, что меняются только 2 точки (то самое половинное разрешение, про которое говорилось выше), а 1 означает, что меняется всего одна точка в каждой из строк. Наиболее популярным форматом на сегодня является 4.2.2, потому что при его использовании человеческий глаз почти не в состоянии отличить картинку от 4.4.4.

Изображение на телевизионном экране формируется в результате свечения люминофора, обстреливаемого электромагнитными пушками, точно так же, как и на любом CRT устройстве. Всего их три, по одной на каждый из опорных цветов. Картинка на телевизоре рисуется построчно, причём за один проход рисуются чётные строки, а за второй нечётные. Опять же, из-за особенностей человеческого зрения, его инерционности, и времени послесвечения люминофора, это незаметно, и картинка воспринимается как единое целое. Тем не менее, на самом деле, каждый полный кадр делится пополам, на два полукадра, называемых полями. Одно поле состоит из чётных строк, другое их нечётных. Такое изображение называется черезстрочным или interlaced. Именно устройствами с черезстрочной развёрсткой являются подавляющее большинство телевизионных приёмников, которые можно встретить в домах уважаемых читателей.

Кроме чрезстрочных устройств вывода изображения, есть устройства с прогрессивной развёрсткой, коими являются, например, компьютерные мониторы. В отличии от чрезстрочных устройств, прогрессивные устройства выводят весь кадр целиком, что является, безусловно, более правильным. И первые телевизионные приёмники, и телевизионный сигналы, которые передавались на заре телевидения были именно прогрессивными. Но изображение, показанное на CRT экране с частотой обновления 25-30 герц, мерцает настолько сильно, что заметит это даже слепой. Уровень техники в то время не позволял эффективно бороться с этим печальным явлением, поэтому разработчикам пришлось просто разделить один телевизионный кадр на два, и пускать по очереди половинку каждого кадра. Таким образом. получалась частота регенерации в 50-60 герц, что смотрелось уже гораздо лучше. Только теперь, с развитием электронной техники появились и возможности обрабатывать чрезстрочное изображение в реальном времени, и устройства для вывода изображения с только прогрессивной развёрткой (плазменные или LCD панели). Но мы несколько отвлеклись.

Сегодня есть несколько видов сигналов, в которых может подаваться телевизионный сигнал, и которые могут вам встретиться. Это:

Композитный сигнал. Именно он присутствует в VHS, VHS-C, Video-8, и именно его мы получаем через телевизионную антенну, именно с его помощью вещают в эфире. Это один единственный составной видеосигнал, в котором совмещены и яркостный сигнал, оба цветоразностных, и синхроимпульсы. Для подачи такого сигнала надо всего два провода. Из плюсов этого сигнала можно отметить его стандартность (есть практически везде), и наименьшие требования к пропускной способности канала, по сравнению с другими сигналами. Из минусов – наихудшее качество изображения из всех, что обусловлено тем, что сигналы, из которых он состоит, ограничиваются по ширине полосы. А это приводит к снижению чёткости изображения, реальное разрешение получается в районе 230 - 280 ТВЛ.

S-Video. Этот сигнал используется в S-VHS, S-VHS-C и Hi-8. Здесь уже подаётся два сигнала, яркостный (Y), в который входят и синхроимпульсы, и цветности (Chrominance, или С), в который входят оба цветоразностных. Такие сигналы используются, как правило, на видеовоспроизводящей аппаратуре хорошего качества. Требования к пропускной способности канала здесь гораздо либеральнее (ведь через эфир его подавать не надо), поэтому, сигналы не ограничиваются по ширине, и качество изображения получается очень хорошее, реальное разрешение в районе 400 - 500 ТВЛ. Внешне разъёмы для этого сигнала выглядят, обычно, как miniDIN, на 4 или, что реже, на 7 ножек.,

RBG+Sync. Все четыре сигнала подаются по отдельности. Иногда сигнал синхронизации добавляется к G сигналу. Такой сигнал подаётся на SCART выход. Это такой длинный разъём на 21 контакт, который есть на многих современных телевизорах. Кроме этого, RGB выход может иметь вид маленькой фишки (миниждек) с 8 ножками. С его помощью можно добиться максимально возможного качества изображения. Формат изображения подаваемый через RGB всегда 4:4:4. Из других плюсов такого сигнала можно отметить, что он не обрабатывается встроенным в телевизор тюнером, а сразу подаётся на экран. Это благотворно влияет на качество изображения, но имеет и оборотную сторону. Из за такой схемы на многих телевизорах, при работе с RGB сигналом изображение не регулируется средствами самого телевизора. Источником для RGB сигнала может служить либо компьютер, либо DVD плеер, или другая техника подобного класса, потому что в домашних условиях больше негде найти источник сигнала такого качества. К сожалению, современный компьютер нельзя просто так подключить к телевизору по RGB, несмотря на то, что на выходе видеокарты компьютера можно найти все те же сигналы, отдельно R, G, B и Sync. Главная проблема в том, что компьютер работает на слишком высоких частотах, и со слишком большим разрешением. Большинство современных телевизоров просто физически не способны показать такую картинку.

Что такое ТВЛ? Если без излишних подробностей, то это количество строк, которые реально показывается на телевизоре. Ведь теоретические значения недостижимы, во многих случаях даже в теории. Основной причиной этого являются ограничения по пропускной способности сигнала. К примеру, на композитный сигнал формата VHS приходится всего-навсего 3 MHz, во что физически, в самых идеальных условиях, невозможно впихнуть больше 300 строк. Для S-Video частота поднимается до 5-6 MHz, поэтому и реальная разрешающая способность получается выше, в такую полосу можно «впихнуть» и 500 линий, в идеальных условиях

Все вышеперечисленные сигналы передают старый добрый YUV, который состоит из трёх независимых сигналов, яркостного сигнала Y с синхроимпульсами и двух независимых цветоразностных сигналов, U и V. Для YUV сигнала уже не существует понятия системы, в которой он кодирован, PAL, SECAM, NTSC или что-то ещё. Именно YUV сигнал получается в телевизионных приёмниках в результате декодирования любого другого сигнала, закодированного по любой системе. Качество YUV сигнала считается профессиональным, и именно с YUV сигналом работает профессиональная видеоаппаратура. И компьютер. Таким образом, почти любые сигналы, которые описаны выше, легко переводятся один в другой, для чего не надо никакой дополнительной аппаратуру. Разве что пара конденсаторов или сопротивлений, чтобы привести электрические характеристики сигнала в соответствии с тем, что должно быть на соответствующих входах. Но, самом собой, любые трансформации сигнала не приведут к тому, что результат станет лучше исходника. Однако, обычно телевизор пропускает сигнал через встроенный в него тюнер, и не работает с YUV сигналом напрямую. Исключение составляет только RGB+Sync. Во всех остальных случаях, сигнал, подаваемый на телевизор, должен соответствовать тому или иному стандарту.

Телевидение развивалось очень быстро и, в какой то степени, спонтанно, поэтому сегодня существует множество разных телевизионных стандартов, которые хоть и основаны на абсолютно одинаковых общих принципах, но имеют весьма существенные различия. При работе с видео на компьютере Вам придётся сталкиваться с одним или другим стандартом, а то и с несколькими, поэтому рассмотрим их поподробнее. Наиболее распространёнными являются всего три:

    NTSC

Это первый формат цветного телевидения который получил широкое распространение. Полностью стандарт был сформулирован 17 Декабря 1953 года в Соединённых Штатах Америки Федеральной Коммуникационной Комиссией (FCC), и регулярные трансляции в этом формате начались 23 Января 1954 года. За разработку NTSC мы должны быть благодарны National Television System Committee (NTSC), аббревиатура которой и дала название стандарту, в который входили крупнейшие, на то время, электронные компании, такие как RCA, General Electric, и многие другие. Одной из задач, которая ставилась при разработке NTSC. являлась совместимость с существовавшим на то время форматом чёрно белого вещания. Это и определило разрешение в 525 строк с частотой 30 кадров, или 60 полей в секунду. Из за особенностей большинства телевизионных приёмников, на самом деле, обычно, видится всего 480 строк.

Основой формата является яркостный, Y сигнал, который формируется из RGB цветов по следующей формуле:

Y (luma) = 0.299R + 0.587G + 0.114B

Как вы уже поняли, именно этот сигнал воспринимается старыми чёрно-белыми приёмниками (совместимость с которыми была одним из обязательных условий при разработке формата), и именно он формирует изображение. Для передачи цвета в NTSC используются I (зелёно-фиолетовый) и Q (оранжево-цианитовый) сигналы, которые формируются так:

I = 0.737U - 0.268V

Q = 0.478U+0.413V

Сделано это для того, чтобы уменьшить ширину канала, необходимого для передачи цветовой информации, даже по сравнению с YUV сигналом. Оборотной стороной этого является то, что из за некоторых особенностей формирования сигнала при использовании NTSC формата, при обратном декодировании не удаётся полностью разделить сигнал на составляющие, цветовые сигналы смешиваются с яркостным. Это приводит к тому, что в зависимости от яркости участка изображения, оно несколько меняет свой цветовой тон. В настоящее время NTSC используется практически во всех странах Северной и Южной Америк, а так же в Японии, Южной Кореи и на Тайване.

    PAL

Сложно, если вообще возможно, назвать день, когда этот стандарт сформировался окончательно. С 1953 по 1967 год в Европе параллельно развивались несколько чёрно-белых телевизионных стандартов, которые работали в 625 строках с частотой 25 кадров, или 50 полей в секунду. Как и в случае с NTSC, особенности большинства телевизионных приёмников приводят к тому, что реально мы видим всего 576 строк. Вещание c использованием Phase Alternation Line (так расшифровывается PAL) формата началось в 1967 году в Германии и Великобритании, причём несмотря на одинаковое название, системы несколько различались. Так осталось и поныне, только вариантов PAL систем стало ещё больше. Для решения проблем с разделением сигнала на составляющие, через строку меняется знак амплитуды сигнала U. Поэтому, колебания яркостного сигнала влияют только на небольшое изменение цветовой насыщенности. Эта методика, по сути, вдвое снижает вертикальное разрешение. Впрочем, это несколько компенсируется большим количеством строк, по сравнению с NTSC. PAL система используется в большинстве стран Западной Европы, Африки, Азии, в Австралии и Новой Зеландии.

    SECAM

Sequential Couleur Avec Memoire (SECAM), или Секвенсный Цветной с Памятью формат был разработан во Франции, и регулярное вещание с его использованием началось в том 1967 году, в Франции и СССР. Так же как и PAL, SECAM работает в 625 строках с частотой 25 кадров, или 50 полей в секунду. И так же как и в PAL, из за особенностей большинства телевизионных приёмников, реально видно всего 576 строк. Но, в SECAM другой метод кодирования цвета. Цветовая информация передаётся поочерёдно, одна линия R-Y, и следующая B-Y. В декодере данные восстанавливаются путём простого повторения строк. Как и в случае с PAL, это вдвое снижает вертикальную чёткость. Зато SECAM позволяет полностью отделить цветовые сигналы от яркостного, что позволяет добиться более правильной цветопередачи. Используется SECAM в Франции, Монако и Люксембурге, в странах бывшего CCCP, Восточной Европе, в некоторых арабских странах, и некоторых странах Африки. В общем, в основном в тех странах, где влияние CCCР было особенно сильно. В настоящее время многие из этих стран либо рассматривают возможность перехода в PAL систему, либо уже перешли в неё. Причём, причина этого вовсе не политические игры, а в том, что гораздо проще найти обученный персонал и аппаратуру для работы в PAL системе, что обусловлено широчайшей распространённостью этого стандарта.

Конечно, на самом деле всё гораздо сложнее, ведь есть ещё и звук, есть возможность передавать множество телевизионных программ одновременно, и многое другое. Да и видов и вариаций телевизионных стандартов гораздо больше. Но это выходит за рамки этой статьи, поэтому не буду забивать голову читателя излишними подробностями. Но, как видно даже из столь скудного описания, наибольшие проблемы всегда вызывало именно кодирование цвета. Действительно, если яркостный сигнал (Y) везде кодируется практически одинаково, и формируется по уже знакомой вам формуле (Y (luma) = 0.299R + 0.587G + 0.114B), то цветоразностные сигналы кодируются по разному. Это обуславливает то, что даже при использовании аппаратуры не поддерживающей тот или иной стандарт, обычно удаётся увидеть хотя бы чёрно-белую картинку. Впрочем, вряд ли читателям придётся серьёзно страдать из за этой проблемы, каким бы способом они не выводили видео с компьютера, у них почти гарантировано будет возможность выбрать как минимум из двух форматов, PAL или NTSC. То же самое касается и телевизоров, на которые подаётся сигнал, если в телевизоре есть вход, куда можно подать сигнал, то почти наверняка он поддерживает хотя бы один из этих двух стандартов.

    Интерфейсы

Интерфейсов которые используются для передачи видеосигналов великое множество. Но большинство из них вы никогда не увидите на видеоаппаратуре бытового назначения. Поэтому и я не буду о них распространятся, в реальной жизни, если вы не имеете дело с профессиональной или слишком экзотичной видеоаппаратурой, вам придётся столкнуться всего с 3-4 видами разъёмов.

RCA, он же тюльпан.

Композитный выход, всего два провода. Наиболее часто встречающийся выход-вход. Выглядит так:

Качество картинки, которое получается при работе с ним весьма скромное, сравнимое с тем что вы получаете с обычного эфира (спутниковое телевидение не в счёт). Причина этого объяснялась в прошлой статье, это ограниченная полоса частот.

Подобный выход есть и на старой советской технике (например видеомагнитофон «Электроника ВМ-12»), только там он несколько отличается по размерам. Тем не менее, сигналы используемые там точно такие же как в RCA. И распределяются так же.

S-Video.

MiniDIN, обычно на 4, но иногда бывает и на 7 ножек, из которых для передачи непосредственно S-Video сигнала используются всё те же 4. Достаточно широко распространён. Ножки нумеруются так:

Сигналы подаваемые по ним распределяются так:
1. GND, земля для Y сигнала;
2. GND, земля для С сигнала;
3. Y, Intensity, яркостный сигнал;
4. С, Color, сигнал цветности, содержащий оба цветоразностных.

В случае когда имеем дело с разъемом на 7 ножек, то уже описанные 4 разводятся точно так же, а на две ножки из 3 дополнительных подаётся полноценный композитный сигнал. В этом случае, нумеруются ножки на кабеле так:

А сигналы распределяются так:
1. GND, земля для Y сигнала;
2. GND, земля для С сигнала;
3. Y, Intensity, яркостный сигнал;
4. С, Color, сигнал цветности, содержащий оба цветоразностных;
5. Земля для композитного сигнала;
6. Копозитный сигнал;
7. Не подсоединён.

Несмотря на изменившую нумерацию видно, что 4 ноги используемые в стандартном S-Video кабеле своего назначения не изменили. Всё что добавилось, это 5 и 6 ноги, через которые и подаётся композитный сигнал.

Примечание. На некоторых видеокартах ножки могут распределяться по другому. Так, например, по информации отсюда на видеокартах серии RADEON композитный сигнал подаётся на 2 и 7 ноги.

Качество картинки получаемое через S-Video заметно лучше, чем в случае с композитным сигналом. Хотя, разрешение всё равно не дотягивает до теоретических пределов телевизионного сигнала.

RGB

MiniDIN на 9 ножек. Встречается достаточно редко, особенно на компьютерной технике. Используется для подачи RGB сигнала, обеспечивающего наивысшее качество картинки. Выглядит так:

1. не используется;
2. Blue, синий (7 нога SCART);
3. Управляющий сигнал (переводит телевизор в RGB режим, подаётся на 16 ногу SCART);
4. земля для управляющего сигнала (18 нога SCART);
5. Яркостный сигнал и синхроимпульс (20 нога SCART);
6. Green, зелёный (11 нога SCART);
7. не используется;
8. не используется;
9. Red, красный (15 нога SCART).

Для подачи полноценного RGB сигнала может использоваться и S-Video miniDIN на 7 ножек. Возможно это только в том случае, если видеокарта поддерживает такую функцию аппаратно, и если драйвера позволяют переключать выход в RGB режим. Если все условия соблюдаются, то сигналы на ножках кабеля распределяются так:

1. GND,земля (17 контакт SCART);
2. GND,земля;
3. Red, красный (15 контакт SCART);
4. Green, зелёный (11 контакт SCART);
5. Sync, синхросигнал (20 контакт SCART);
6. +3V (управление режимом RGB, 16 контакт SCART);
7. Blue, синий (7 контакт SCART).

Если эта разводка не подходит, то увы, придётся искать самомстоятельно. Самый простой способ (хм, как сказать), это скачать DataSheet на микросхему на которой построен TV выход вашей видокарты, и прозвонить соответсвующие ножки на микросхеме, и выходы на MiniDIN7 разъёме. Если лишних ножек нет, или они не прозваниваются, то можно пойти более радикальным путём, и самому напаять нужный разъём к нужным ногам на микросхеме.

SCART

Наиболее совершенный и полный разъём, который можно встретить на бытовой телевизионной технике. Полный SCART представляет из себя здоровенную фишку на 21 контакт, и никогда (или почти никогда) не встречается на компьютерной технике. Через SCART на телевизор можно подавать всё что угодно, от изображения с любого выхода до звука. Выглядит так:

Сигналы распределяются так:
1. AOR (Audio Out Right), выход правого звукового канала;
2. AIR (Audio In Right), вход правого звукового канала;
3. AOL (Audio Out Left или Mono), выход левого звукового канала. Используется и для моно сигнала;
4. AGNG (Audio Ground), земля для звука;
5. B GNG (RGB Blue Ground), земля для синего по RGB;
6.бAIL (Audio In Left или Mono), вход для левого звукового канала. Используется и для моно сигнала;
7. B (RGB Blue In), вход для синего по RGB;
8. SWITCH, используется для управления режимами устройства;
9. G GND (RGB Green Ground), земля для зелёного;
10. CLKOUT (Data2: Clockpulse Out);
11. G (Green), вход для зелёного по RGB;
12. DATA (DATA 1: Data Out);
13. R GND (RGB Red Ground), земля для красного по RGB;
14. DATAGND (Data Ground);
15. R (RGB Red In, или Chrominance), вход для красного по RGB. В не RGB режиме используется как вход для сигнала цветности по S-Video;
16. BLNK (Blanking Signal). Обычно используется как управляющий сигнал, который сообщает телевизору стоит переключить режим на RGB, или нет. Для включения RGB нужно подать не него логическую единицу (+ 1-3 вольта);
17. VGNG (Composite Video Ground), земля для композитного видео;
18. BLNKGND (Blanking Signal Ground);
19. VOUT (Composite Video Out), выход для композитного видео;
20. VIN (Composite Video In или Luminance), вход для композитного видео. В не RGB режиме используется как вход для сигнала яркости по S-Video;
21. SHIELD (Ground/Shield(Chassis)), заземление шасси, или просто корпуса.

Как видно, SCART в самом деле универсальный разъём, и подключить с его помощью можно почти всё что угодно, и как угодно. Всё что требуется, это подобрать правильные кабеля (на этом я ещё остановлюсь), разъёмы, и соединить одно с другим в определённом порядке. А можно не делать и этого, SCART настолько распространён, что можно без труда найти уже готовые переходники.

Кроме вышеперечисленных разъёмов, встречаются и более экзотичные варианты. Например с картами Matrox, где на стандартный выход монитора могут подаваться практически любые сигналы, от S-Video и композитного сигнала, до полноценного RGB. Разводки, по которым подводятся такие сигналы меняются от модели к модели, разводку толком взять негде (даже на сайте производителя таковые разводки иногда публикуются с ошибками). Поэтому я не буду давать вам полной разводки. Такой карты у меня нет, и проверить что и как работает на самом деле я не могу, а могу только ввести вас в заблуждение. Если перед вами стоит именно такая проблема, то обратитесь к материалам специально посвящённым Matrox, например сюда: http://mpeg.boom.ru/scart.htm

    Модернизация

Легко подсоединятся когда все выходы и входы подходят друг к другу. Но так бывает далеко не всегда. Наиболее часто встречающаяся на практике проблема, вывод изображения с S-Video на RCA. Решение напрямую зависит от типа вашей видеокарты, и установленного для управления ей программного обеспечения. Дело в том, что некоторые современные карты способны подавать на S-Video выход простой композитный сигнал, и тогда требуется просто снять его с соответствующих ножек. Такой возможностью, например, обладают видекарты, на которых работа с телевизором управляется Conexant (BT868/9) чипом.

Вообще, подтверждением того факта что ваша видеокарта поддерживает подобные функции является возможность выбора типа сигнала (S-Video – RCA, S-VHS – VHS, называться это может по разному) где-либо в управляющей TV выходом программе. Если такой возможности нет (или вы её не нашли), то ничего страшного, просто переходник придётся делать чуть более сложный. Для переходника нам понадобятся две фишки, S-Video и RCA, конденсатор на 470 пикофарад (только в том случае, если видеокарта не умеет подавать композитный сигнал на S-Video выход), и кабель. Но не какой попало. Нельзя подключить любой кабель к композитному входу или выходу, и ожидать что он будет работать. На современной бытовой видеоаппаратуре композитные входы или выходы разрабатываются под нагрузку 75 ОМ. Поэтому кабель который подключается в этот вход или выход, должен иметь то же сопротивление, 75 ОМ. Сопротивление, конечно же, не линейное (то есть, подключив тестер к обоим концам кабеля и замерив сопротивление вы не увидите этих 75 ОМ), а волновое, поэтому от длины кабеля оно не зависит. Это позволяет использовать кабели как метровой, так и 5 метровой длины, получая одинаково хорошее качество передаваемого изображения. Длина кабеля может быть ещё выше (я слышал про случаи когда длина составляла и 20 метров), но чем длиннее кабель, тем сложнее бороться с помехами. Нужными характеристиками обладают обычные антенные кабели, которые можно встретить практически в любом радиомагазине. Не советую экономить, и пытаться использовать что-либо из того что валяется дома, неизвестного происхождения и характеристик. Например, старые советские антенные кабеля. Несмотря на то, что стандарты на телевизионную аппаратуру с тех времён не поменялись, некоторые советские кабеля имеют сопротивление в 50 ОМ. Такой кабель будет работать, но за качество передаваемого изображения никто не поручится. Экономия будет копеечной, а нервов некачественный кабель может испортить предостаточно. Когда будете покупать кабель, то если вы не слишком уверенны в своих способностях по паянию, то отдавайте предпочтение кабелям с "жёлтой" оплёткой, она легче лудится и паяется чем "белая". С друой стороны, "белая" оплётка меньше окисляется, чем медная, поэтому её характеристики не падают со временем. А хороший контакт при передаче видеосигнала очень важен, не стоит рассчитывать на хорошие результаты с скрученными на живую нитку соединениями. Кроме всего вышеперечисленного, кабеля могут быть как толстыми, так и тонкими. Считается что толстый кабель обеспечивает несколько лучшее качество, особенно на большой длине, но в большинстве случаев это не критично, и можно смело брать тонкий.

С нормальными комплектующими сделать переходник совсем не сложно. Для этого не нужно быть ассом паяльника. Если видеокарта умеет выводить композитный сигнал на S-Video выход, всё что требуется, это соединить две ножки S-Video с двумя контактами RCA. Делается это по следующей схеме:

Эта схема дана для переходника, поэтому на ней изображены разъёмы типа "папа", то есть именно те фишки, которые припаиваются к кабелю, а не те разъёмы, которые на телевизоре или компьютере.

Если получить честный композитный сигнал на S-Video выходе не представляется возможным, есть возможность получить его из S-Video сигнала. Всё что для этого требуется, это вновь смешать яркостный (luminance) сигнал c сигналом цветности (chrominance), и таким образом получить универсальный переходник, который должен работать везде, где есть S-Video и RCA входы-выходы. Сигнал замешивается через конденсатор емкостью 470 пикофарад, который уже упоминался. Всё это хозяйство следует соединить по следующей схеме:

  • Иногда встречаются переходники где вместо 470 pF конденсатора используется конденсатор на 620 pF. На некоторых видеокартах это может дать лучшее качество изображения, но в большинстве случаев использование такого конденсатора не оправдано. Впрочем, если есть желание можете попробовать, возможно что именно в вашем случае это и даст лучший результат. Как и в схеме выше, на этой изображены разъёмы на кабеле, а не на телевизоре или компьютере. Сам конденсатор очень небольшой по размеру, и прекрасно помещается внутрь фишки для S-Video, где ему самое и место. По кабелю должен подаваться уже композитный сигнал. Такой переходник должен работать везде, где требуется перевести сигнал из S-Video в RCA, или наоборот. Любой сигнал пропущенный через такой переходник приобретёт все недостатки композитного сигнала (такие как реальное разрешение 230-280 ТВЛ), поэтому если есть возможность, используйте S-Video с обеих сторон.

    Для вывода обычного композитного сигнала через SCART надо распределить сигналы следующим образом.
  • Signal - 20 нога SCART;
  • Ground - 17 нога SCART;

    А для того что бы со SCART подать видео на композитный видеовход, сигналы разводятся так:
  • Signal - 19 нога SCART;
  • Ground - 17 нога SCART;

    Для вывода S-Video сигнала на SCART, контакты распределяются так:
  • 1 контакт S-Video (земля) - на 17 контакт SCART
  • 2 контакт S-Video (земля) - на 13 контакт SCART
  • 3 контакт S-Video (яркость) - на 20 контакт SCART
  • 4 контакт S-Video (цветность) - на 15 контакт SCART

    Для того что бы подать сигнал с SCART на S-Video видеовход, контакты распределяются так:
  • 1 контакт S-Video (земля) - на 17 контакт SCART
  • 2 контакт S-Video (земля) - на 13 контакт SCART
  • 3 контакт S-Video (яркость) - на 19 контакт SCART
  • 4 контакт S-Video (цветность) - на 15 контакт SCART

    Никаких дополнительных хитростей нет, разве что нужно использовать правильные кабеля, 75 ОМ для подключения композитного видео во всех видах, и качественные многожильные для S-Video и RGB. Тоже на 75 ОМ.

    Но на простом подсоединении компьютера к телевизору проблемы иногда не заканчиваются. Ведь мало просто получить на телевизоре картинку отдалёно напоминающую изображение на мониторе. Хочется что бы эта картинка была качественной, без всяких тараканов, муара, ряби и прочих неприятных эффектов. Которые, к сожалению, иногда встречается. Чаще всего такие помехи свидетельствуют о наводках от другого оборудования, установленного в компьютере. Причиной помех могут быть и внешние факторы. Обычно это источники мощного электромагнитного излучения. Каковыми может быть всё что угодно, от мобильного телефона, то электрического кабеля проложенного в стене.

    Первое, с чего следует начать поиски, это внутренности вашего железного друга. Часто причиной помех является плохое питание. Самый простой способ диагностировать такую проблему, это одолжить у кого-нибудь заведомо качественный, и с солидным запасом по мощности блок питания. Если при его использовании помехи исчезнут, то ура и увы. Ура, потому что проблема решена, а увы потому, что скорее всего придётся потратиться на новый блок питания. Если денег жалко, то проблему может решить (а может и не решить) грамотное заземление как компьютера так и телевизора, что сделать, зачастую, гораздо сложнее и дороже, чем просто приобрести новый блок питания. И здесь надо быть осторожным. Грамотно заземлить компьютер, не так просто, как может показаться. Ведь по правде, для того что бы обеспечить действительно качественное заземление, иногда делается и так: здание окружается металлическим контуром, зарытым на 3-5 метров в землю, да ещё этот контур соединяется с другой железкой зарытой в землю 50-100 метрах от первой. Жилые дома, обычно, заземляют попроще. Но всё равно, если об заземлении не позаботились строители, вы этого сделать не сможете. Наиболее "правильный" способ заземлиться, это подключиться к стояку в электрощите, который находится в коридоре. По всем правилам, там должно быть нормальное заземление. Однако, для работы в электрическом щите надо обладать определённой квалификацией, и я очень советую читателям которые таковой не обладают, поискать другой способ решения проблем с изображением. Жизнь, знаете ли, всего одна.

    Самое худшее, что вы можете сделать, это заземлиться на батарею. И не только потому, что не вы один можете оказаться таким умным, и к батарее может быть подключено что угодно и как угодно. Поэтому токи по ней могут гулять самые разные. Кроме этого, ток стекающей по трубе в которой находится вода приводит к тому, что труба начинает кородировать с впечатляющей скоростью, на порядки быстрее, чем то задумывалось когда рассчитывался ресурс этой самой трубы. А это нехорошо...

    Питание является хоть и важной, но далеко не единственной причиной, которая может влиять на изображение. Возможных источников помех настолько много, что про них можно целые диссертации писать, а это выходит далеко за рамки этой статьи. Из других способов борьбы с помехами, которые просты и реально доступны, попробуйте отключить (если надо, то извлечь физически) все лишние устройства из компьютера. Если проблема исчезнет, для решения может оказаться достаточным просто переткнуть мешающее устройство в другой слот.

    Кроме этого, следует упомянуть отключение антенны. В некоторых случаях это даёт просто феноменальные результаты. Происходит это из за того, что антенна протянута по всему дому, да ещё и заземлена. А компьютер, как правило, увы нет. За счёт этого разность потенциалов может достигать сотен вольт. Конечно, каждый раз лезть за телевизор, и отключать антенну не очень удобно, но иногда приходится чем то жертвовать. Полностью решить проблему, как вы уже поняли, можно грамотно заземив компьютер.

    Можно попытаться защитить себя с помощью высокочастотного ферритового кольца. Специалисты знают, что такая схема называется продольным трансформатором и служит для защиты от синфазных помех. Для не специалистов, состоит эта система из ферритового кольца, на которое намотано 5-10 витков кабеля. Марка феррита – чем меньше тем лучше, 400НН – 100НН практически идеальны. Проблема в том, что достаточно сложно найти кольцо такой марки и достаточно большого диаметра, что бы можно было намотать на него телевизионный кабель. Поэтому, можно использовать марку 600НН, а в безвыходном положении можно использовать даже 1000НМ-2000НМ.

    Кроме всего вышеперечисленного встречаются случаи когда причиной помех (обычно это горизонтальные полосы бегущие по экрану сверху вниз) является то, что видеокарта не может правильно перевести картинку в 50 герц, предусмотренные PAL или SECAM. Решение в этом случае одно, выводить изображение с частотой кратной 50, например 100. К сожалению, иногда несмотря на то, что в Display Properties показывает что частота исправно меняется, на самом деле на выходе она остаётся неизменной, обычно 60 герц. В этом случае приходится переключать видеовыход в NTSC режим (конечно же, ваш телевизор должен поддерживать такой режим), в котором картинка показывается в 60 герцах. При этом вы теряете в разрешении, зато получаете картинку без багов. Существует ещё один выход, использование так называемого PAL 60 (один из вариантов PAL, основное отличие которого от обычного, 60, а не 50 полукадров. Используется такой стандарт в, например, Бразилии). Но вывод изображения в таком формате поддерживает очень ограниченное количество видеокарт (или драйверов).

    Как ни печально, но иногда так и не удаётся добиться желаемого качества TV выхода с существующей видеокартой. Или видеокарта, полностью удовлетворяющая во всём остальном, может не иметь TV выхода вовсе. Покупать только из за этого новую железку не хочется. Такая же проблема встанет и при апгрейде, подобрать видеокарту в которой сочетались бы приемлемые характеристики 3D, качественный TV-Out, да ещё и нормальная цена, совсем не просто. Даже несмотря на то, что в некоторые современные видеочипы (например GeForce4, во всех ипостасях) встроена "родная" поддержка TV выхода, самим чипом. А ведь срок службы видеокарты не столь долог, как многим хотелось бы, а значит что довольно скоро такая же проблема встанет вновь. А что делать владельцам ноутбуков, которые при всём желании не могут сменить видеокарту, если встроенный TV-Out не устраивает, или его нет вовсе. Решение, которое позволит решить все эти проблемы разом, есть. Это VGA-TV конверторы. Это внешнее устройство, которое подключается к компьютеру параллельно с монитором (через тот же выход), и самостоятельно преобразует картинку в нечто, доступное для телевизора. Таким образом можно получить TV выход на любом компьютере или ноутбуке. Кроме этого, владельцы таких устройств могут быть уверенны, что куда бы не завели их пути апгрейда, качество TV выхода не станет хуже. Правда, лучше тоже. Подробнее про то что представляют из себя такие устройства, на примере одного из них, я расскажу в следующей статье.

    Последнее, на что хотелось бы отратить внимание, НИКОГДА не подсоединяйте что-либо к видеокарте при включенымо компьютере и телевизоре. Как уже говорилось выше, разность потенциалов между компьютером и телевизором может сотен вольт достигать. Для видеокарты это может оказаться фатальным.
  • [Home] [Софт Windows] [Софт Linux] [Софт для ДУ] [Железо] [Обмен опытом] [Сделай сам] [Это интересно] [Форум] [Ссылки] [Обратная связь] [Рекламодателям]